- От Александринской до школы XXI века
- Школа в годы войны
- Реконструкция 2008 года
- Школа сегодня
- Реализация проекта в рамках грантовой поддержки
- Расписание
- Педагогический коллектив
- Гимн школы
- Библиотека
- Служба сопровождения
- Профориентация
- Служба школьной медиации
- Прием в первый класс
- Выпускники
- Достижения учащихся
- Фотоматериалы
“Милые блокадные подружки,
Школьные, нешкольные друзья!
Стали мы совсем старушки,
Но о прошлом позабыть нельзя…”
из стихотворения учительницы пения
Нины Дмитриевны Стунеевой,
написанного к 25-летию прорыва блокады
Судьбы и воспоминания
В начале войны школа 359 перестала существовать как учебное заведение. С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года занятий в школе не было, здесь находился профилакторий-стационар для учителей и учащихся, ослабленных блокадой. Но в августе 1942 года было решено с нового учебного года возобновить занятия. Школа №359 под руководством директора Клавдии Николаевны Марковой была одной из немногих школ в городе, которая работала непрерывно, начиная с 1942 года.
Отцы большинства детей были взяты на фронт. Матери работали на заводах, фабриках, в хлебопекарнях и даже иногда не ночевали дома.Дети собирались в школу рано, около 6 часов утра, так как родители уходили на работу, и они боялись оставаться дома одни. Некоторых детей, найденных при обходах квартир, учителя сами приводили в школу. В те годы ходить в школу означало не только учиться. Это и участвовать в разборке деревянных домов и сараев, выделенных на дрова, это и доставка дров через весь город, это и работа на участке подсобного хозяйства летом 1943 года. На Лиговском проспекте был обнаружен кран, из которого ленинградцы могли получать воду. Из учащихся и учителей был организован отряд для похода за водой. С каждым днем детей приходило все меньше и меньше. Обстрелы бывали ежедневно в одно и тоже время. Когда объявляли тревогу, учителя забирали ребят и через двор уводили в бомбоубежище. Там занятия продолжались. И вот тогда в школе было организовано питание. В чем оно заключалось: это была тарелка горячей воды, в которой иногда плавало несколько крупинок. И этот «суп» привлек учащихся, потому что многие из них не имели дома даже холодной воды.
Из воспоминаний Зайцевой Ольги Федоровны: “…на моих глазах были ранены медсестра Чистякова Инна и учительница географии Салдыкова Раиса Александровна. Раису Александровну сразу увезли на скорой помощи в госпиталь, так как при обстреле она получила рану в живот, а медсестра получила ранение в ногу. Когда падала Раиса Александровна, она крикнула: «Карточки целы?!»”
С первыми лучами солнца 1943 года было дано распоряжение вывезти детей в сельскохозяйственные лагеря. Наша дружина была прикреплена к заводу «Электросила». Директор этого объединения приезжал в лагерь и заключал договор с директором школы №359 о том, что ребята и учителя обязуются полоть, убирать урожай, а взамен им дадут продовольственную карточку рабочего. На территории лагеря была столовая, где ученики и учителя питались 3 раза в день. Учащиеся постепенно вставали на ноги. Пионерские отряды уходили и приходили с работы с песнями и даже некоторые дети стали шалить. Учителя круглосуточно наблюдали за ребятами, ведь кругом лагеря были леса, а в лесах были воронки, а может быть и неразорвавшиеся бомбы или снаряды. Таким образом они прожили там лето, наступила осень, учащиеся получили кое-какие продукты. Ребята и учителя вернулись в город. Началась учеба. На следующий год ребята тоже поехали в сельскохозяйственный лагерь «Ударник». Там даже были устроены соревнования, а победители вознаграждались стаканом молока.
Жизнь восстанавливалась, но обстрелы продолжались. Школа все время расширялась. Так учеба продолжалась до прорыва и полного снятия блокады.
Все ребята и учителя, которые жили и работали в Ленинграде в то время, получили медаль «За оборону Ленинграда» с удостоверением.
Запомните имена тех, к кому рано утром спешили дети в те нелегкие времена:
Маркова К. Н. – директор школы; Минкина Е. Л. – завуч школы; Захарченко И. Ф. – завуч начальных классов; Терновская О. Г. – секретарь школы; Макарычева Н. – пионервожатая; Федорова Е. А. – заведующая библиотекой; Путина А. М. – учитель начальных классов; Левитская З. Ф. – учитель начальных классов; Лагутина В. Ф. – учитель начальных классов; Максимова Е. Г. – учитель начальных классов; Са(л)дыкова Р. А. – учитель географии; Абрамова М. А. – учитель русского языка; Иванова Н. Г. – учитель русского языка; Куриленко С. И. – учитель русского языка; Рыбкин П. П. – учитель рисования; Яковлева А. Л. – учитель биологии; Голышева А. В. – учитель истории; Переверзев Б. И. – учитель физики; Иванова Т. Ф. – учитель химии; Стунеева Н. Д. – учитель пения; Тыкучинский – военрук; Лопатко Т. С. – заведующая хозяйством; Зайцева О. Ф. – буфетчица школьной столовой. Благодаря этим людям, все ученики, посещавшие школу в годы блокады, выжили!
Из военной биографии
Спиридонова Алексея Петровича,
выпускника нашей школы 1939 года
Нас было пятеро: папа, мама, сестра Александра, брат Сергей и я – Алексей (1924 г. р.) В 1939 году я окончил семь классов 359 школы и пошел работать на завод № 190. 1941 год. 23 июня по зову сердца и любви к Родине я написал заявление, чтобы меня взяли добровольцем в ряды Красной Армии защищать Отечество. Мою просьбу удовлетворили, и 4 июля я уже был в рядах РККА.
10 июля 1941 года был на передовой линии фронта. Мы остановили противника у населенного пункта Большие Угороды Новгородской области. Месяц и три дня мы сдерживали наступление противника. 13 августа 1941 года отступили на вторую линию обороны. В ночь с 13 на 14 августа я и десять товарищей во главе с молодым офицером на машине-полуторке поехали выкрасть из разбившегося дзота пушку. Из всей группы в живых остался только я один.15 августа, бродя по лесу, встретил подразделение нашей дивизии и примкнул к нему. А 16 августа мы попали в окружение. Я с группой товарищей пошел «на пушку и два пулемета», из группы остались в живых только я и раненый Емельянов. Но выход подразделению мы обеспечили. 24 августа 1941 года, будучи в окружении под Вырицей, подорвали немецкий тягач и забрали галеты, табак, белье, открытки, бритву. Я взял немецкие ботинки, потому что мои сапоги разорвались. Ботинки мне очень понравились, в них ноги оставались сухими. Очень были рады тому, что смогли переодеть чистое белье. Я послал брату открытку, на ней есть штамп военной цензуры. Брат открытку получил и она до сих пор хранится в нашей семье.
25-27 августа выходили из окружения. Нас отправили на формировку в Пушкин. Там меня демобилизовали как несовершеннолетнего. Я был с этим категорически не согласен и пристроился к батальону. Вместе с ним я снова попал на фронт…
До сих пор старый солдат уверен, что заговорен от смерти: за всю войну отделался лишь легкой контузией, хотя служил артиллеристом, в зенитных частях, доставлял секретную почту…
А День Победы он запомнил тем, что в тот вечер съел двадцать палочек эскимо пока шагал от своей Александровской заставы по Московскому проспекту к центру, где взлетали в небо огни салюта.
(Записано со слов Спиридонова А. П.)
Материал подготовлен на основе исследовательской работы ученика 10 «А» класса Петрова В.,
руководитель работы Медведева Н. В., представленной на конференции «Война. Блокада. Ленинград», 2007 год